8-800-707-22-92
Бесплатная консультация
ФРАНШИЗА
У Вас есть свой бизнес? Вы хотите развиваться с помощью франшизы? Мы Вам поможем!
Как франшизеру избежать крупных финансовых потерь?
Перед тем как продажа вашей франшизы начнет приносить прибыль, необходимо позаботиться о разработке и отработке эффективной модели ведения бизнеса, вложении денег в узнаваемость бренда и о многом другом, в том числе о регистрации товарной марки или знака. Это необходимо, чтобы избежать в дальнейшем серьезных финансовых потерь.
Почему франшизеру нужно регистрировать свой товарный знак?
Есть мнение, что франшизеру совсем необязательно иметь зарегистрированный торговый знак. С одной стороны, отсутствие регистрации торговой марки не означает, что арендатор товарного знака мошенник. Законом не запрещено заниматься предпринимательством без зарегистрированного бренда. С другой стороны, франшизер предоставляет собственные наработки, позволяющие быстрее новоиспеченному предпринимателю стартовать и выйти в прибыль. Но отсутствие зарегистрированного торгового знака создает немалые трудности как для фрашизера, так и для франчайзи.Ценность франшизы заключается вовсе не в красивом логотипе. Немногие знают, что при разработке знака для своей фирмы Сергей Брин, не обладая талантом дизайнера, неумело набросал на бумаге несколько букв. Это не помешало его компании Google стать одной из самых дорогих на планете. Так что же делает торговую марку такой ценной?Представьте, что, например, под маркой Apple или Coca-Сola появилась возможность продать любой товар. Какие-то дешевые китайские ноутбуки или шипучий напиток, изготовленный в провинциальном городке, получив логотип известной компании, будет продаваться в сотни раз лучше по цене в несколько раз выше, чем до этого. Это одна сторона медали. С другой стороны, эти некачественные товары очень скоро вызовут возмущение потребителей и обоснованные претензии к владельцам торговой марки. В результате эти компании быстро утратят свои лидирующие позиции не только на мировом рынке, но и в собственных странах. Следовательно, не защищая свой товар или услугу, производитель рискует в среднесрочной или ближайшей перспективе понести значительные материальные потери.
Прямые и косвенные потери на примере франшизы кофейни
Как это может произойти, например, с кофейнями, которые стали широко распространяться в больших и средних городах по франшизе? В продвижение и узнаваемость бренда такого заведения, которое предлагает хорошие напитки и сервис, вкладывает большие деньги. Распространяя свою франшизу по городам страны, менеджеры обнаруживают, что в некоторых населенных пунктах уже открылись подобные кофейни с их логотипом. Из-за этого франшизер:
- 1.Несет прямые финансовые потери. Ему сложно в этих городах продать свою франшизу. Действительно, зачем ее покупать и платить паушальный взнос, если можно использовать имя бесплатно.
- 2.Теряет репутацию, поскольку не контролирует надлежащий сервис и качество заведений, которые используют его логотип. Предприятия, незаконно присвоившие чужую торговую марку, не заботятся о качестве предоставляемых товаров и услуг. Через них проходят сотни и тысячи клиентов, которые недовольны сервисом, некоторые из них оставляют негативные комментарии в сети.
Все это резко снижает эффективность финансовых затрат, выделяемых на продвижение и узнаваемость торгового знака. А предъявить «нелегалам» нечего, поскольку не была проведена процедура регистрации логотипа.
Сложная конструкция, без которой не обойтись
Регистрация торговой марки вовсе не означает, что беспокоится больше не о чем. Российское гражданское законодательство не учитывает некоторые важные моменты взаимодействия между сторонами франшизы, предоставляя им самостоятельно урегулировать эти вопросы через составление договора.Проблема заключается в том, что, например, разработка и регистрация лицензионного договора отдается на откуп юристам, которые не специализируются на франчайзинге. Самое простое, что может произойти, — некоторые условия составленного соглашения могут идти вразрез с действующим законодательством, противоречить ему. Если между сторонами возникнет спор, дело дойдет до суда, такой договор будет признан недействительным.Важно знать! Лицензионный договор отличается от франчайзингового тем, что не предусматривает и не обязывает стороны действовать в рамках одной системы.По этому документу передаются права на использование торговой марки. В интересах лицензиара соглашение может предусматривать его право на контроль качества предоставляемых товаров и услуг. Во всем остальном стороны действуют самостоятельно, лицензиат планирует свои действия на свой страх и риск.Чтобы стороны действовали как одно целое, преследовали одну цель, необходима разработка франчайзингового договора (франшизы). Он может предусматривать кроме основного соглашения такие дополнительные договоры:
- •о намерении;
- •основной документ;
- •о неразглашении коммерческой тайны;
- •поставки товара и оборудования;
- •оказания услуг;
- •аренды помещения и оборудования.